doi:
УДК: 629.5.035:532.582.5

ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ УПОРА ГРЕБНОГО ВИНТА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ СУДНА ВО ЛЬДАХ

Гончаров В. К., Требух Ф. И., Камалетдинова М. Р.

Читать статью полностью
Язык статьи: русский
Ссылка для цитирования: Гончаров В.К., Камалетдинова М.Р., Требух Ф.И. Параметризация упора гребного винта для моделирования движения судна во льдах // Труды СПбГМТУ. –2022. –№4. – С. 51–59.

Аннотация

В работе произведена параметризация зависимости коэффициента упора гребного винта от поступи в первом квадранте режимов работы для трех-, четырех- и пятилопастных гребных винтов в виде степенной зависимости коэффициента упора гребного винта, нормированного по коэффициенту упора для швартовного режима, от поступи, нормированной по поступи нулевого упора. Для этого использованы доступные номограммы, предназначенные для проектирования гребных винтов, по которым определены числовые значения поступи нулевого упора и коэффициента упора на швартовном режиме для различных шаговых и дисковых отношений и количества лопастей. Далее произведено оцифровывание кривых зависимости упора от поступи на номограммах и перевод в относительные величины делением на коэффициент упора на швартовном режиме и на поступь нулевого упора. Полученные массивы значений относительного коэффициента упора и поступи аппроксимировались степенной зависимостью, определяемой двумя параметрами: коэффициентом пропорциональности и показателем степени при относительной поступи. Полученный массив значений позволил построить зависимость аппроксимирующих параметров: коэффициента пропорциональности и показателя степени относительной поступи от основных параметров гребных винтов: количества лопастей, дискового и шагового отношения, а также обобщить эти зависимости, вплоть до всех рассматриваемых характеристик гребных винтов с определением средних значений.
Ключевые слова: гребной винт, упор, поступь, шаг, дисковое отношение, число лопастей, параметризация, статистические характеристики
Благодарности. Настоящее исследование выполнено при поддержке Ключевой программы исследования и развития Китая (проект № 2020YFE0202600)

Список литературы

1. Goncharov V.K., Klementieva N.Yu., Sazonov K.E. 2011. Russian bring experience to winter navi- gation safety. The Naval Architect, July/August. С. 56–58.
2. Zhang Ming-yang, Zhang Di, Fu Shan-shan, Yan Xin-ping, Luo Jing-heng, Goncharov Vadim. 2016. Safety Longitudinal Distance Modeling for Vessels under the Icebreaker Assistance, International Conference on Naval Architecture and Ocean Engineering, NAOE2016, Saint-Petersburg, Russia, Collection of Papers. С. 702–709.
3. Mikko Juva, Kaj Riska, On the power requirement in the finnish-swedish ice class rules, Espoo, 2002. 81 с.
4. Pivano L. 2008. Thrust estimation and control of marine propellers in four-quadrant operations. The- sis for the PhD thesis. NTNU, Trondheim. 187 с.
5. Гончаров В.К. Параметризация упора гребного винта в режиме реверса, International Conference on Shipbuilding and Shipping 4.0, PAAMES\AMEC2021, September 20-22.
6. Tsoy, L. 1983. Modeling of vessel movement in a channel broken up by icebreaker. The 7th Interna- tional Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions. Finland. Vol. 2, С. 654–663.
7. Басин А.М., Миниович И.Я. 1963.Теория и расчет гребных винтов. Л.: Судпромгиз. 1963. 760 с.
8. Goerlandt F., Montewka J., Zhang W., Kujala P. 2017. An analysis of ship escort and convoy opera- tion in ice conditions. Safety science. 2017. Vol. 95. С. 198–208.
9. Lammeren van W. P. A., Manen van J. D., Oosterveld M. W. C. 1969. The Wageningen B-Screw Series. Trans. of SNAME, 77. pp. 269-317.
10. Carlton J. 2018. Marine Propellers and Propulsion. 4th Edition. Butterworth-Heinemann. 609 p.


Прежде: "Труды ЛКИ"

Контакты


Адрес:
Российская Федерация,
190121, г. Санкт-Петербург,
ул. Лоцманская, д. 3, литера А
аудитория 349
Телефон: 8 (952) 266-52-88
Email: journal@smtu.ru